Хочется и колется, или Почему в России плохо приживается дистанционное образование
Рассматривая на сайте Гарвардского университета страницы раздела «Дистанционное образование», российский студент и российский преподаватель испытывает смешанные чувства. С одной стороны, американская практика удаленного обучения выглядит исключительно заманчиво: видео-лекции, учебные материалы онлайн, возможность вернуться и прослушать лекцию заново. С другой стороны, отчетливо понимаешь, что до такого уровня обучения, связи и простоты доступа университеты в России вряд ли дойдут в обозримом будущем.
Для российских университетских управленцев дистанционное обучение означает не глобальное образование, доступное и качественное, обращенное к жителям глубинки, не имеющим возможности выбраться в столицу для прослушивания длительного курса. Оно устойчиво ассоциируется с заочным обучением, которое давно уже исчерпало себя, разочаровав прежде всего самих студентов: попав на первый курс заочного отделения, они быстро понимают, что серьезно учить их никто не собирается и относятся к заочникам по большому счету как к халявщикам, пришедшим за дешевым дипломом.
Вторая существенная причина — врожденный страх перед компьютерными технологиями у сотрудников и преподавателей высшего образования в России. Веб-семинары и даже видео-лекции представляются им немыслимо сложным по реализации мероприятиями. Отсутствие в высших учебных заведениях квалифицированного персонала, способного обучить преподавателей хотя бы основам обращения с современной техникой — не говоря уже о возможных образовательных приемах эпохи web 2.0 — делает перспективу внедрения дистанционного образования в вузах практически неосуществимой.
Пока дистанционное образование внедряется активно только в бизнес-сфере. Большие национальные корпорации заинтересованы в разработке и внедрении единой системы обучения сотрудников среднего и нижнего звена, которая позволит сэкономить средства и проводить обучение «на местах», не устраивая дорогостоящих «очных» курсов повышения квалификации. Поэтому специализированные компании, разрабатывающие софт и оборудование для организации дистанционного образования, пока ориентированы исключительно на бизнес-образование. Вузовские же спорадические попытки реализовать подобные приемы в повседневной работе, пока редки и не слишком продуманы.