Медведи в русском искусстве, известные и неизвестные
Медведь — самый «русский» из всех зверей, встречающихся в искусстве. Но, если за пределами России это однозначный образ – грозное, косматое, неуправляемое животное, персонаж публицистики и герой политических карикатур (как известно, в России по улицам ходят медведи, и даже образ российского танка не стирает этого стереотипа из сознания западного обывателя), то у нас «национальный герой» может быть и устрашающим хозяином леса, и добрым улыбающимся символом Олимпийских игр.
В литературе можно встретить медведя повсеместно: в сказках («Машенька и медведь», «Три медведя», «Медведь и старуха»), в баснях Крылова («Медведь на балу», «Пустынник и медведь»), в произведениях Пушкина (во сне Татьяны или в «Дубровском»), стихотворения Агнии Барто («Уронили мишку на пол…») или в сказках Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
Самые известные медведи в живописи, конечно, изображены на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу», но далеко не все знают, что самих медведей на этом полотне написал не Шишкин, а его друг и коллега художник Савицкий. В наши дни эти медвежата ассоциируются, прежде всего, с шоколадными конфетами и спором, что вкуснее – «Мишки в лесу» или «Мишки на Севере». А о медведе Малевича может быть неизвестно даже его ценителям. Нет, на картинах Малевича вы не увидите медведя, даже чёрного и кубического, но именно Казимир Малевич создал флакон для одеколона «Северный» в виде айсберга и стоящего на его вершине белого медведя. Одеколон выпускается и в наши дни.
В новых видах искусства также нашлось место для медведей. Например, в популярных мультфильмах о Смешариках есть серьёзный и хозяйственный медведь Копатыч. А Медвед, первоначально появившийся на рисунке Джона Лури, получив русское приветствие в уста, стал не только родным персонажем, но и символом «падонкаффского языка», героем комиксов и анимации. И, разумеется, из-за фамилии нового Президента РФ, количество анекдотов про медведя, карикатур и других «медвежьих» произведений обязательно увеличится.