Роскошь versus простота
Один из примечательных исторических фактов, характеризующих смену культурных стилей, — установка в центре до того пустой петербургской ампирной площади Александровской колонны в 1834 году. Если александровский ампир предполагал непременную пустоту пространства в центре (будь то интерьер помещения или дворцовые комплексы), то николаевский бидермайер обязательно заполняет его. Каждый культурный стиль создает свое представление об идеальном пространстве и стремится видоизменить существующие помещения в соответствии с ним. Смена эпохи в архитектуре и дизайне интерьеров и мебели происходит постепенно, но захватывает и преобразует все пласты пространства, с которыми контактирует и взаимодействует человек. Стили, используемые в дизайне помещения, оказываются одной из характерных примет времени и эпохи.
Для информационного (постиндустриального) общества характерно максимальное освобождение и облегчение пространства: высокие потолки, огромные окна, не закрытые портьерами, сокрытие функциональных помещений. Передвижные библиотеки, подъемная кровать, шкафы купе позволяют сделать жилое помещение пустым и свободным.
Вошедшая в моду среди европейских яппи мебель IKEA добилась популярности не столько из-за своей экологичности, которую подчеркивает фирма-производитель, сколько за счет мобильности и динамичности конструкций: легкость сборки и установки, открытость каркаса, модульность, акцент на сокрытии функциональных мелочей. Легкость в установке и простота ухода за таким помещением вполне отвечает таким чертам информационного общества, как мобильность и динамичность.
Противоположная тенденция, приверженцами которой остаются любители традиционного уюта и показной роскоши, — стремление к имитации старинных интерьеров. Помещение декорируется и обставляется в «дворянском» стиле конца XIX-начала ХХ века: мебель из темных пород дерева, выполненная «под антиквариат», темные портьеры и обои, множество деталей обстановки, букинистические редкости в классических книжных шкафах со стеклянными дверцами и резными украшениями. В интерьере комнаты размещается множество предметов, не позволяющих ошибиться в определении ее функции: например, массивные чернильницы и гусиные перья обязательно присутствуют в кабинете, хотя и не используются по назначению. Как и весь дизайн помещения, их присутствие оправдывается одной целью: создавать впечатление, поражать визитеров, имитировать атмосферу безусловного достатка и стабильности.