Книги Ю.Л. Бессмертного.
Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII веков. По северофранцузским и западнонемецким материалам. Ю.Л. Бессмертный начинал изучение западной медиевистики с аграрной истории. Проблема, которая организует материал в данной книге - "перестройка феодального общества в связи с развитием в нем товаро-денежных отношений". Поэтому интерес автора прикован к району Рейна, Мозеля, Мааса, Соммы, Сены, - аграрный регионов, в которых в рассматриваемый период (XII-XIII века) происходил быстрый рост торговли и городов. Это исследование выполнено на достаточно высоком уровне абстракции, так как отталкивается от представления о том, что "феодальная формация представляла собой весьма сложную, но тем не менее согласованную социальную систему". Сложные математические расчеты дают статистические описания денежной ренты, количества товарных перевозок, соотношения разных форм земельных держаний. Автор рисует социальный абрис внутренней неоднородности сословий феодального общества, констатирует изменение их отношения к собственности и друг к другу. Несмотря на то, что книга появилась в годы идеологической несвободы, автор хорошо ориентируется в работах западных специалистов. Чувствуется увлечение идеями М. Блока и Ж. Дюби, чьи имена упоминаются гораздо чаще других имен, традиционных для советской медиевистической школы.
Жизнь и смерть в средние века. Эта книга была очень популярна в начале 90-ых годов. Ее популярность объяснялась не просто обширным количеством яркого и ранее недоступного материала. В это время история была, как мы помним, одной из наиболее "социально востребованных" наук. Все ждали от историков откровений и разоблачений, то есть каких-то практических результатов. История становилась менее абстрактной. В предисловии к этой книге Юрий Львович пишет, что видит задачи истории гораздо более широкими, чем "реабилитация безвинных и осуждение палачей". Он считает, что историки, "изучая прошлое, и сообщая новую "информацию к размышлению", призваны формировать общественное самосознание, толкая к раздумьям о смысле жизни и помогая нам понять самих себя". Изучение демографической истории, таким образом, имело для него некоторый "экзистенциальный" смысл. "Новая демографическая история" отказывается от обезличенного подхода и пытается "понять, как вели себя люди в борьбе за жизнь, как в разные периоды средневековья люди представляли себе, что такое брак, секс, семья, детство, болезнь, старость, смерть". При этом внимание к субъективному переживанию демографических процессов не означало для автора отказ от попытки "охватить мысленным взором социальное целое". "Субъективное восприятие демографических феноменов рассматриваются в книге в их объективной взаимосвязи с особенностями экологической ситуации, экономических структур, политического устройства, культурной эволюции". Цитаты из Кристины Пизанской или Филиппа Наваррского соседствуют с демографическими таблицами и статистическими расчетами. При этом все процессы и модели рассматриваются на протяжении девяти веков - от IX до XVIII. Обилие и разнородность материала не вызывает при чтении головокружения, только благодаря искусному изложению и строгой логике.
Как писать историю. Французская историография в 1994-1997 гг.: методологические веяния. На протяжении 90-ых годов Ю.Л. Бессмертный прилагал много интеллектуальных сил к тому, чтобы преодолеть разрыв между пост-советской и современной западной исторической мыслью. В небольшой брошюре Ю.Л. Бессмертный предлагает аналитическое описание процессов, разворачивавшихся во французской историографии в 1994-1997 годах. По мнению автора, главной чертой французской историографии этого времени следует считать акцент на конкретных исследованиях, "перенос акцента на изучение конкретного многообразия исторических процессов". Наиболее развитые и известные у нас направления претерпели некоторые внутренние изменения. Историко-антропологический подход все чаще критикуют за преобладание интереса к социальным нормам, которые редко "работали" на практике, за увлечение синхронным анализом в ущерб диахронному. Новая демографическая история все больше детализируется, отказываясь от изучения общества через обобщенные характеристики. Отдельно описываются направления "культуральной истории" и "истории представлений о власти", популярность который становится темой для размышления. Он подчеркивает также повышение роли исторического нарратива, который все чаще рассматривают, как способ осмысления прошлого. В заключении автор подчеркивает, что "традиционный для российской историографии интерес к глобальным социальным структурам может лишь обогатиться от изменения ракурса их изучения". Сборники и издания под редакцией Ю.Л. Бессмертного
Памятники исторической мысли. Филипп де Коммин. Мемуары.
Памятники исторической мысли. Жофруа Де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Дарственная надпись на этой книге гласит: "Такой-то Такой-то от редактора этой книги, не сумевшего "очистить" комментарии к ней от многих благоглупостей".
Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. По сравнению с двумя предыдущими изданиями французских средневековых источников этот сборник носит более концептуальный характер. Кроме сатирического трактата "Пятнадцать радостей брака", книга включает три фаблио, отрывок из "Книги рыцаря Делатур Ландри", написанной в поучение дочерям, и отрывок из "Книги о Граде Женском" профессиональной писательницы XIV века Кристины Пизанской, а так же лирические песни бургундских поэтов и композиторов. В предисловии Ю.Л. Бессмертный пишет: "Брак, семья любовь - эти темы волновали людей XIV-XV вв. не меньше наших с вами современников. Однако, по смыслу эти волнения и переживания были совсем иными. Какими?.. На этот вопрос можно ответить, обратившись к оригинальным французским текстам XIV-XV вв., собранным в этом издании и впервые переведенным на русский язык. Читатель найдет в этих текстах весь спектр встречавшихся в то время оценок и суждений - от остросатирического высмеивания брака и семьи до восторженного воспевания любви между мужчиной и женщиной".
Женщина, брак, семья до начала нового времени. Демографические и социокультурные аспекты. Сборник статей сотрудников ИВИ РАН. "Читатель найдет в нем и исследования периодов большой длительности, когда открывается возможность изучения демографических детерминантов, и опыт изучения частных демографических представлений, лишь подготавливающих изучение демодинамики на том или ином этапе и обсуждение теоретических проблем синтеза демографической и социальной истории, и, наконец, историческую и библиографическую информацию".
Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени.
Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. Две эти коллективные монографии появились в результате работы семинара "История частной жизни и повседневности" в ИВИ РАН. Замысел и осуществление этого семинара был логичным продолжением поисков осмысления исторического процесса, которые Ю.Л. Бессмертный не прекращал никогда. В этих книгах можно найти самые разнообразные статьи по истории далеких и близких стран и эпох. Историкам разных сфер интересов было предложено высказаться на темы, которые действительно им интересны и их волнуют: любовные связи и флирт, конфликты поколений, отношение к дряхлости, выбор имени, скорбь по умершим, неуставные отношения в монастырях. Свежесть взгляда авторов, выбравших абсолютно разные жанры и формы для воплощения своих замыслов, делает эту книгу немного наивной, но и привлекательной. Теоретические задачи, которые объединяет авторов сборников, концентрируются вокруг проблемы проведения границ между сферой частного и публичного, коллективного и индивидуального, субъективного и объективного. Предполагается, что конфигурация этих границ различна в различные исторические эпохи у различных народов.
Человек и его близкие на западе и востоке Европы (до начала нового времени). Это свободно-конвертируемый сборник статей, он вышел одновременно на немецком языке в Германии и на русском у нас. Шесть авторов - немцы, шесть - русские, и один из Грузии. В сборнике опубликованы материалы русско-немецкого коллоквиума. С обсуждения проблемы средневековой индивидуальности и личности начиналось перестроечное оживление в отечественной медиевистике. У авторов сборника тема утратила свое космическое значение, шумная индивидуальность превратилась в скромного индивида, окруженного тесной толпой биологических и фиктивных родственников, сослуживцев, союзников, клиентов, должников, однофамильцев. Сущность трудноуловимой средневековой личности-индивидуальности пытаются определить через отношения, в которые она способна вступать. Половина статей посвящена теоретическому вопросу о том, в какие же именно связи мог вступать средневековый индивид, и как их следует изучать. Вторая половина показывает, как следует играть по только что установленным правилам. Перед читателем честно приоткрывают дверь на кухню, где создается то "воображаемое средневековье", о котором говорит Отто-Герхард Эксле в редакционной статье. В самых разнообразных исторических документах - от красочных биографий до монотонных завещаний, авторы разыскали множество самых колоритных деталей.
Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Альманах. Альманах "Казус" был задуман Ю.Л. Бессмертным как альтернатива хорошо известному изданию "Одиссей", сосредоточенному на исследованиях по истории ментальностей. Он был предназначен стать экспериментальной площадкой, где начинающие и опытные исследователи могли попробовать свои силы в исследовании необычных поступков и ситуаций, необычных сюжетов и коллизий, всего, что может попасть под емкое определение "исторического казуса". Игровое начало не исключает серьезных рефлексий, связанных с конкретными "казусами" и на более общие темы. "Казус" - любимое начинание группы Ю.Л. Бессмертного. |