ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

«КАК СЛАДКО С ТОБОЮ МНЕ БЫТЬ…»
(автобиографический подтекст
в романе Андрея Белого «Москва»)(*)

МОНИКА СПИВАК

Сюжетная канва романной трилогии «Москва»1 была очерчена Белым так, чтобы удовлетворить требованиям советской идеологии и цензуры. Талантливый математик Иван Иванович Коробкин совершает открытие, которое обещает перевернуть военную промышленность. Его антагонист — негодяй, авантюрист и немецкий шпион Эдуард Эдуардович фон Мандро — этим открытием стремится завладеть. Коробкин отказывается отдать открытие, за что Мандро подвергает его зверским пыткам: приковывает к креслу, растерзывает тело, выжигает огнем глаз… Коробкин рисуется как образ положительный: он — символ не только бескорыстного служения науке, но и — шире — символ служения Духу, прообраз «нового человека» светлых грядущих эпох. Мандро, напротив, изображен как абсолютный злодей, на совести которого множество страшных преступлений, в том числе эротических. Одно из них, самое ужасное, является своеобразной прелюдией к атаке на Коробкина: Мандро насилует собственную дочь Лизашу.

Объясняя в печати содержание романа «Москва», Белый, как правило, акцентировал его социальный аспект: «предреволюционное разложение русского общества»2, «тяжесть довоенной жизни в России», «Москва на фоне фронта»3 и т. п. Однако нам представляется, что вся эта запутанная и весьма нарочитая история о трагической участи науки в буржуазном мире и горькой судьбе ученого, попавшего в лапы к шпиону и садисту, лишь прикрывает иное художественное задание, иной, гораздо более интересный и важный Белому смысл произведения — автобиографический.

В рамках данной статьи мы и обратим внимание на автобиографический подтекст романа: на те события из личной, интимной жизни Белого, которые, на наш взгляд, послужили стимулом к созданию романа «Москва» вообще и — в частности — оказали существенное влияние на формирование ряда образов и сюжетных линий.

1. «Отчего так жестоко со мной обошлась жизнь?»

Математик Коробкин наделен чертами очевидного внешнего сходства с отцом писателя, математиком Н. В. Бугаевым. Однако сам Белый считал, что Коробкин его alter ego4. Об этом обстоятельстве говорится в работе Белого «Почему я стал символистом…»5: «Мне не раз говорили: “Неужели вы не могли обойтись без ужасной сцены истязания в вашем последнем романе; она — жестока".
Теперь, когда и роман позади, отвечу на эти слова правдивым ответом6 который мне до сих пор было стыдно произнести вслух; сцена истязаний профессора — лишь объективизация в образе, вставшем передо мною, того, что сидело во мне, с чем я был соединен <…>»7.

Этот «правдивый ответ», который долгое время писателю почему-то «было стыдно произнести вслух», станет отправной точкой нашего анализа. Его цель — выявить, следуя указаниям самого Белого, автобиографический подтекст в «ужасной сцене истязания» главного героя романа «Москва». Процитируем «правдивый ответ» далее: «<…> эти истязания во мне разыгрывались; мне казалось в Берлине, что меня истязают; с переживаниями 1922 года связывались переживания вереницы лет: от детских напраслин, через “дурачка", через “безумца" стихотворения 1904 года, через “Затерзали пророка полей" (из стихотворения 1907 года), через “обвиненного" в чем-то Метнером, через “темную личность" антропософских сплетен 1915 года, через “бывшего человека" 1921 года тянулась, усиливаясь, меня терзающая нота; и в 1922 году воскликнулось: за что терзают меня? Я бегал в цоссенских полях, переживая муки, которым не было ни образа, ни названия и которые тщетно силился я угасить в вине; а когда мука стала отделяться от меня, то образ меня самого встал передо мною; и на бумагу полились фразы <…> Так я себя переживал в Цоссене 1922 года, когда писал книгу стихов. И на вопрос, отчего так жестоко я обошелся с профессором, я ответил бы: “Отчего так жестоко со мной обошлась жизнь?"»8.

В процитированном «признании» важным, и, вместе с тем, странным представляется то, что писатель отождествляет себя с героем именно в «сцене истязаний профессора». Странным это кажется потому, что в жизни Белый и открытия никакого не совершал, и ничем ценным, что кому-то отнять у него потребовалось, не обладал, и, главное, пыткам, хоть отдаленно напоминающим коробкинские, не подвергался… Важное — в указании на время, место и обстоятельства, породившие образ страдающего от пыток героя романа.

В пространном перечне горьких обид, которые Белый начинает с «детских напраслин», наиболее обидные, судя по частоте упоминаний, были связаны «с переживаниями 1922 года» — т. е. с пребыванием Белого в Берлине в период его недолгой эмиграции в Германию (1921–1923)9.

Причины эмиграции Белого были далеки от политических и объяснялись прежде всего стремлением воссоединиться с нежно и страстно любимой женой Анной Алексеевной Тургеневой. Роман Белого и Аси (так ее все называли) начался в 1909 г.; в 1912–1913 гг. они вместе вступили на путь антропософского ученичества у Р. Штейнера и в 1914 г. поселились в Дорнахе, швейцарской деревушке близ Базеля, чтобы принять участие в строительстве здания антропософского центра — Гетеанума. В 1916 г. Белого призвали на военную службу, а потому он вынужден был покинуть и любимого учителя, и антропософскую общину, и, главное, любимую жену: Ася осталась в Дорнахе. От призыва Белый освободился, но революция и последующие преобразования Советской власти надолго отрезали его от духовной антропософской родины и обрекли на «жизнь без Аси» (так Белый озаглавил этот период в одном из «автобиографических сводов»).

Асины отношения с Белым начали портиться еще в 1913–1915 гг., но Белый Асю любил и верил, что при встрече в Германии все образуется. Но Белый ошибся. Ася воссоединения не захотела и бросила его. В довершении ко всему писатель умудрился поссориться в Германии с антропософским обществом и обидеться на своего учителя Штейнера: «Сердце сжимается болью: у меня трагедия: Ася ушла от меня; Штейнер разочаровывает; движение пустилось в “пляс". <…> Сознательно стал пить; вообразите, — идет ли мне быть пьяницей? А я стал пьяницей — от горя!.. Вот до чего дошел! <…> От боли стискиваю зубы; и — пью… Провалилась Ася, Штейнер, движение, — все: нелегко мне вынести эту утрату»10, — писал Белый Р. В. Иванову-Разумнику 15 января 1922 г.

Впрочем, с учителем Белый вскоре примирился и из антропософского общества не вышел. Но вот Асю потерял навсегда.

В процитированном выше письме Белый объясняет свое душевное состояние сразу тремя горестями — «Асей, Штейнером и движением». Однако очевидно, что основная боль — Ася, а все другие — от нее производные. Наиболее откровенно это сформулировано в письме Белого к петербургской подруге Софье Гитмановне Каплун: «<…> здесь — веет не “тем", начиная с … Аси. Или — она причина, что от всех веет “не тем"11.

Более того, и Штейнера, и его приверженцев, и вообще антропософию Белый в те годы склонен был непосредственно винить в утрате любимой и, следовательно, в развале своей личной жизни: «<…> я сказал: “Возьмите всего меня"; мне ответили: “Мало, давай и жену свою". Отдал — сказали: “Иди на все четыре стороны; ты отдал все и больше не нужен нам"»12.

Боль Белого усугубилась появлением на его горизонте соперника. Ходили упорные и небеспочвенные слухи о романе Аси «с молодым, намного моложе Белого и самой Аси» поэтом-имажинистом Александром (Сандро) Борисовичем Кусиковым: «Она не скрывала этого ни от кого, всем это было известно. Люди злорадствовали, наслаждались тем, что Ася Тургенева променяла одного поэта — Андрея Белого, на другого — Кусикова. И посему, следуя геометрии Эвклида, поэт Белый равен поэту Кусикову»13.

В итоге, травма, нанесенная Асей, оказалась столь сильна, что привела Белого практически на грань безумия, что и было зафиксировано многочисленными мемуаристами, ставшими свидетелями его берлинской трагедии.

Вскоре после возвращения из Германии Белый приступил к работе над романом «Москва».

Нам представляется верным, что «правдивый ответ» Белого об автобиографизме главного героя романа со всей определенностью указывает на трагедию с Асей как на психологический источник сцены «истязания» Коробкина.

Ведь именно в Берлине в 1921 г. они встретились после долгой и томительной для Белого разлуки, и опять-таки в Берлине в 1922 г. произошло их окончательное расставание. Примечательно, что много лет спустя, осмысляя в письме к Иванову-Разумнику историю краха своей любви, Белый резюмировал: «<…> отношения с Асей не по нашей воле остывают в 1914, 1915 годах; портятся еще более в письмах, агонируя весь период <с> 1916 до 1921 года, до удара встречи (конец 1921) и удара последнего разрыва (1922 год)»14.

Значимо, что берлинские объяснения с Асей Белый именует «ударами» — созвучно заглавию второго романа «московской трилогии» — «Москва под ударом», того самого романа, в котором Коробкина истязают. Другим содержащимся в «правдивом ответе» Белого очевидным «топонимическим» указанием на «Асин след» в романе является указание на Цоссен, где, по «признанию» писателя, им переживались «муки, которым не было ни образа, ни названия», но которые впоследствии отразились в книге стихов и «полились фразами» истерзанного Коробкина. В Цоссене Белый поселился в мае 1922 г. именно после «удара последнего разрыва» с Асей. Ей посвящена и большая часть цоссенских стихов, составивших костяк сборника с «говорящим» заглавием — «После разлуки»15. Читая «по горячим следам» эти стихи М. И. Цветаевой, Белый пояснял: «Это будет целая книга: “После разлуки", — после разлуки — с нею — и “Разлуки" — вашей»16. Под «Разлукой» подразумевается стихотворный сборник М. И. Цветаевой, вышедший в 1922 г. и очень понравившийся Белому. Под разлукой «с нею» — конечно же, разлука с Асей.

2. «Девчонка, а — курит»

Итак, образ страдающего от пыток Коробкина порожден, если верить «правдивому ответу» Белого, его личной трагедией — разрывом с Асей. Добавим, что, на наш взгляд, этими же обстоятельствами порожден и образ главной героини произведения — Лизаши. По нашему мнению, Ася Тургенева стала прототипом Лизаши.

Страдания, уготовленные ей автором произведения, не меньше, а быть может, и больше, чем те, на которые он обрек Коробкина. Отец, которого героиня любит аномально пылко и считает «богушкой», насилует ее, растаптывает тело и душу. Лизаша же, несмотря на все произошедшее, по-прежнему любит своего преступного родителя и, как выясняется в финале, страдает от разлуки с ним. Белый наделяет Лизашу внешностью своей первой жены: ее мимикой, пластикой, привычками. Вот как видится Белому Ася в самом начале их знакомства: «<…> вид — девочки, обвисающей пепельными кудрями; было же ей восемнадцать лет; глаза умели заглядывать в душу; морщинка взрезала ей спрятанный в волосах большой мужской лоб; делалось тогда неповадно; и вдруг улыбнется, бывало, дымнув папироской; улыбка — ребенка»17.

А такой — в 1909 г., когда Белый позировал ей для портрета: «<…> я усажен в огромное сине-серое кресло: под самым окном; в таком же кресле — Ася; с добрым уютом она забралася с ногами в него; потряхивает волосами, и мрачная морщина чернит ее лоб <…> она закуривает; и какая-то милая, добрая улыбка, как лучик, сгоняет морщины <…>» (МДР: 325).

А вот Ася выходит в общество: «“девочка" Ася с улыбкой ребенка, с глазами зелеными, в розовой, шелковой кофточке, из серо-пепельных локонов с грустной улыбкой покачивалась колокольчиком розовым, слушая и не понимая ни слова; вдруг портсигарик доставши (девчонка, а — курит), из локонов розовый ротик раздвинув, — с “курнем!": в нос Рачинскому — дымом»18.

Подобных описаний Аси — более или менее развернутых, более или менее детализированных — в мемуарах Белого множество. Они позволяют говорить об основных составляющих ее внешнего облика. Зеленые глаза, часто сомкнутые брови, между ними на лбу — морщинка. Ася любит подолгу сидеть на диване или кресле, часто — поджав под себя ноги. К очевидным «портретным» константам следует отнести то, что Ася — всегда девочка. И потому, что она, видимо, действительно юно выглядела. И еще потому, что Белый был на 10 лет ее старше, и эта разница деться никуда не могла. Именно юность его избранницы служила, по мнению Белого, поводом для общественных сплетен: «<…> утверждали: беспринципный декадент похитил юную девушку» (МДР: 360). Во всех описаниях Аси зафиксировано: она всегда и везде — с папиросой. Это, пожалуй, самое примечательное и постоянное ее свойство, своего рода визитная карточка.

Портрет Лизаши составлен практически из тех же элементов. У Аси зеленые глаза, у Лизаши — очень зеленые: «глаза — полуцветки: они — изумруды, они — агаты»19; или: «Выблеснул темно-зеленый агат из ресниц на него» (М: 202). У Аси «стиснутые брови и пристальный взгляд» (МДР: 433). Но и Лизаша часто ходит, «бровки сомкнувши и губку свою закусив» (М: 279), производит впечатление «изузором отчетливым широкобрового лобика» (М: 98). Ася при первом удобном случае забирается с ногами в кресло или на диван. Но и Лизашу чаще всего можно увидеть в той же позе, «на диванчике, — ножки калачиком» (М: 317).

Как и Ася, Лизаша заядлая курильщица. Причем совпадает с асиной даже манера лизашиного курения — грациозная («отбросивши руку от ротика вверх, вознесла огонек папиросочки <…> пустила кудрявый дымок, облетающий в воздухе» — М: 90) и одновременно несколько демонстративная, почти хамская: «Ему папиросный дымочек пустивши под нос, подобравшись, пошла…» (М: 200).

В облике обеих дам Белый настойчиво акцентирует пикантное сочетание детского возраста с пристрастием к курению. «Девчонка, а — курит», — говорится про Асю. При характеристике Лизаши используются те же самые слова: «Забилась — в углу <…> тишала с блаженными глазами, с почти что открывшимся ротиком, пальцами перебирая передничек черный, другой своей ручкой <…> зажимала она папироску (девчонкой была, а — курила)» (М: 70); или: «И с глазами вполне удивленными (просто девчурочка!), всунула в рот папироску» (М: 97).

К внешнему сходству героини романа со своей женой Белый добавляет их сходство психическое. Лизаша называется в романе «русалочкой»: она утопает «в русалочьем мире» (М: 89), а по миру обычному бродит «походкой своей лунатической» (М: 180). Аналогичную болезненную склонность к мистицизму и даже медиумизму Белый обнаружил в Асе уже в самом начале их совместной жизни: «сама была как во сне, жила мумией» (МДР: 420).

И Лизаша, и Ася, вследствие медиумической природы, погружены в себя и свои болезненные фантазии. «Днями сидела и слушала время: за годом ударит по темени молотом год <…>» (М: 68) — таково времяпрепровождение Лизаши. В мемуарах Белого также отмечается, что Ася неоднократно впадала «в оцепенение, напоминающее транс» (МДР: 433), и что было больно видеть «оцепеневшую Асю, лежавшую передо мной на диване и покрывавшую себя клубом дыма».

В итоге к обеим приглашают врачей, которые, осмотрев пациенток, диагноз им ставят, можно сказать, — один на двоих. Вот что «доктор нашел у Аси»: «нервное истощение, верней — самоистощение, источник которого был для него непонятен» (МДР: 410). А вот что у Лизаши: «расстройство чувствительных нервов у барышни: псевдогаллюцинации» (М: 70).

Любопытно, что, анализируя медиумические склонности жены, Белый дает ей следующую, самую общую характеристику: «Действительно, Ася человек “странный" во всех отношениях»20. Но еще более любопытно, что к точно такому же выводу приходит после разговоров с Лизашей сын профессора Коробкина Митя: «Странная девушка!» (М: 70). Да и не только он: «Все говорили про то, что какая-то тут атмосфера была, что Лизаша была с атмосферою; странная барышня!» (М: 68)21.

И — в дополнение — еще один «странный» и, быть может, значимый штрих. Описывая в романе «Москва» светский раут, Белый указывает на некоего франта, принимающегося активно обхаживать и «развлекать разговором» Лизашу. Ухажеру дается развернутая характеристика, нуждающаяся в отдельном изучении и комментарии. Однако здесь нас интересует то, что, как сообщается, своим официальным именем — Аркадий Иванович Грай-Переперзенко — он фактически не пользуется: «он себя называл Ботичелли Иванычем: ну — и его называли они Ботичелли Иванычем», или — «Сандро». При этом повествователь, представляющий читателю этого героя, почему-то изображает недоумение — то ли по поводу самого имени «Сандро», то ли от неуместности «Сандро» рядом с Лизашей: «опять-таки “Сандро" при чем?».

В романе множество эпизодических персонажей, имена и фамилии которых становятся объектом насмешки Белого. Но из их числа «Сандро» выбивается. Думается, что «Сандро» оказался лишь «при том», что именно так — «Сандро» — называли в литературных и общественных кругах поэта Александра Кусикова, имевшего в Берлине роман с Асей, а значит, являвшегося счастливым соперником Белого и причиной его боли. В общем, еще один «привет» Берлину из «Москвы»…

3. «Tак завелись две жизни в одной жизни»

Итак, обобщим. Белый объективировал в образе профессора Коробкина собственные переживания, вызванные утратой жены. Ася послужила прототипом Лизаши. Но уже при первых попытках «геометрической» конвертации жизненной ситуации в литературную возникают нестыковки. В романе, вопреки возможным ожиданиям, отношения между Коробкиным и Лизашей показаны как не только лишенные какого бы то ни было травматизма, но, напротив, исполненные горячей, порой даже чрезмерной взаимной симпатии. И Коробкин, и Лизаша в равной степени оказываются жертвами. Причем, жертвами одного и того же лица — Эдуарда Мандро.

Кто же такой этот дважды злодей Мандро — преступник и палач, «эротоман»22 и насильник — заставивший страдать обоих героев, «взятых» автором в роман из собственной семейной жизни? Логично предположить, что психологические истоки этого образа, как и истоки образов Коробкина и Лизаши, скрываются в сфере личных и даже интимных переживаний, вызванных проблемами в отношениях с Асей.

Мандро — напомним — явный антагонист автобиографического героя Коробкина. В Коробкине воплощены высокие стремления духа. В Мандро, напротив, доминирует низменное, плотское, животное.

Объяснить функцию Мандро в романе может, на наш взгляд, антропософская концепция личности, адептом которой являлся и автор романа «Москва». Она предполагала членение человеческого «я» на «большое», «высшее “Я"», обращенное к миру духовному, сверхчувственному, и на «малое», «низшее “я"», связанное с чувственной, темной, приземленной стороной человеческой природы. Всеми этими терминами, равно как и их аналогами, Белый весьма активно пользовался, в частности, при характеристике собственных двойственных переживаний.

Нам представляется, что Мандро столь же автобиографичен, сколь и Коробкин. Только он выступает носителем тех низменных страстей, животных вожделений и преступных намерений, которые Белый в себе ощущал, но которых боялся и стыдился. Мандро — это проекция «низшего “я"» автора романа «Москва». И, как мы попытаемся показать, порождено было это «низшее “я"» Белого опять-таки его непростыми отношениями с Асей.

Именно в эпоху берлинских страданий у Белого вызрела потребность осмыслить причины и природу раздвоенности собственной личности, проанализировать характер собственного «низшего “я"», начиная с момента серьезного приобщения к «науке о Духе», антропософии — с 1913 г.23 Забегая вперед, отметим, что с этого же года стали осложняться его отношения с Асей. Раздумья Белого «о тех безрадостных итогах, к которым привело его следование антропософской стезе»24, отразились в своеобразной «интимной исповеди», представляющей небольшой, но крайне сумбурный текст, написанный в эмиграции, явно в состоянии истерики и экзальтации: «“Дух" <…> реально ощущаю с 1913 года <…> с 1915 до 21 года я — “духовен"; и в этом все мое несчастие»25. Суть «несчастия», по мнению Белого, заключалась в том, что «Дух» разложил его «чисто человеческое “я" на два нечеловеческих “я" (ангельское и скотское), и оба этих “я" обобрал» (Исп.: 58).

Оглядываясь на прожитое «в Духе» десятилетие, он расценивает свой долгий антропософский путь как путь подавления в себе чувственности. Согласно самодиагностике Белого, воздержание не только не искоренило его плотские желания, а, напротив, привело к их патологическому разрастанию, к гипертрофии: «Кто вырастил во мне все мои “окаянства" из обычно присущих человеку потребностей. Если бы меня всю жизнь держали впроголодь, то естественно: я думал бы о пище более, чем тот, кто ни разу в жизни не голодал. Так же и я: у меня вовсе не было каких-либо особо хищных похотей; обычные потребности всякого человека, имеющего несчастие иметь плоть и пять органов чувств. Но необыкновенно ухищренная судьба заставила меня быть вечно глодным; потом явился “Дух" и <…> вырвал у меня “остатки" того, что судьба кинула мне как человеку <…> Так был я “Духом" разорван пополам: одна половинка превратилась в бесплодное воодушевление всем “духовным" <…>; другая половинка — голодная, холодная — стала бегать жуликом по рынкам и таскать загнившие продукты “дешевого рынка" для удовлетворения своего вечного голода. “Духовное начало" во мне, обирая и унижая “человеческое, слишком человеческое начало", его оскотинило» (Исп.: 56).

Борьба «духовного начала» с «человеческим, слишком человеческим» закончилась сокрушительным поражением. В результате оба эти начала эмансипировались, расколов личность надвое: «<…> я возжаждал своего “Духовного Я", поправ “я" обычное и не сообразуясь с возможностью осуществить в чувственных условиях сверхчувственное <…> на краткое время “Дух" дал мне силу действительно обойтись без человеческих, обычно человеческих потребностей для того, чтобы коварным обманом заставить меня отойти от обычного малого “я" в себе <…> Очень скоро обман разоблачился. <…> так завелись две жизни в одной жизни, две биографии в одной <…> в одной был ряд достижений, прекрасных образов и прекрасных чувств, не имеющих никакого отношения к воплощенной действительности; в другой были жалкие корчи и вскрики чисто животного голода» (Исп.: 57–58).

Приведенные цитаты дают основание говорить о том, что в период разрыва отношений с Асей Белый отчетливо осознавал в себе существование двух антагонистических «я»: с одной стороны — «я» «ангельского», «духовного», с другой — «я» «малого», «животного», «скотского». Думается, что именно это отрефлектированное ощущение «двух жизней в одной, двух биографий в одной» и послужило почвой для разработки в романе «Москва» двух враждующих героев-антагонистов: служителя науки Коробкина и раба плоти Мандро.

4. «Низшее “я"»

Имя Аси в «интимной исповеди» не упоминается ни разу. Но зато она является одной из основных фигур в пространном мемуарно-исповедальном тексте, созданном примерно в то же время, что «интимная исповедь», и красноречиво озаглавленном: «Материал к биографии (интимный), предназначенный для чтения только после смерти автора»26.

В «Материале» как раз подробно освещается то время, горестные итоги которого подводятся в «интимной исповеди»: период, когда Белый вступил на антропософскую стезю и начал «служить Духу» (1913–1915 гг.). «Материал к биографии (интимный…)» и «интимная исповедь» представляются нам текстами, дополняющими друг друга и взаимопроясняющими. В том числе это касается и центральной для «исповеди» проблемы «низшего “я"». В «Материале» эта проблема рассмотрена, можно сказать, в ее генезисе, исторически.

Согласно изложенной в «Материале…» концепции, именно в период 1913–1915 гг. Белому стали доступны самые сильные мистические прозрения и оккультные «узнания» о «пути Духа», «пути посвящения». И именно тогда его отношения с Асей вступили в полосу кризиса: «в точке священнейшей Ася меня покидает, отъединяется, ускользает» (6; 360).

Особенно же тяжело был воспринят Белым ее отказ (в марте 1913 г.) от супружеской близости: «Ася объявила мне, что в антропософии она окончательно осознала свой путь, как аскетизм, что ей трудно быть мне женой, что мы отныне будем лишь братом и сестрой. С грустью я подчиняюсь решению Аси» (6; 351).

Описанные в «Материале» катастрофические последствия этого решения Аси могут служить развернутым биографическим комментарием к цветистым образам и абстрактным теоретическим выводам, содержащимся в «интимной исповеди»: «<…> под влиянием работы у доктора Ася перестала быть моей женой, что при моей исключительной жизненности и потребности иметь физические отношения с женщиной — означало: или иметь “роман" с другой (что при моей любви к Асе было для меня невозможно), или — прибегать к проституткам, что при моих антропософских воззрениях и при интенсивной духовной работе было тоже невозможно <…> я должен был лишиться и жизни, т. е. должен был вопреки моему убеждению стать на путь аскетизма; я и стал на этот путь; но этот путь стал мне “терновым"» (6., 380; ср., например, в «исповеди»: «“Дух" отрезал меня от нормального положения по отношению к себе, всадив в грудь осиновый кол неразрешимейших нравственных противоречий» — Исп.: 56).

Результаты вынужденного «аскетизма» оказались губительны как для «пути Духа», так и для здоровья Белого — физического и психического. Что касается желаний плоти, то они не утихли, а, напротив того, возросли; из естественных и умеренных они переродились в то, что в «интимной исповеди» именуется «животным голодом» и «окаянством»: «<…> я не ощущал чувственности, пока я был мужем Аси; но когда я стал “аскетом" вопреки убеждению, то со всех сторон стали вставать “искушения Св. Антония"; образ женщины как таковой стал преследовать мое воображение <…> чтобы не “пасть" и победить чувственность, я должен был ее убивать усиленными упражнениями; но они производили лишь временную анастезию чувственности; плоть я бичевал: она корчилась под бичом, но не смирялась <…> “экзальтация" и утрировка “упражнений" приводили меня к болезненному расстройству сердечной деятельности, дыхания и подступу падучей; явно тело отказывалось служить Духу; но стоило мне ослабить темп духовной работы — нападала “чувственность", долго сдерживаемая, — нападала с удесятиренной силой» (6; 380–381). То, что одержимое чувственностью «тело отказывалось служить Духу», и стало, согласно самодиагностике Белого, причиной трагического разложения его «я» на «высшее» и «низшее»: «<…> “Я" стоят передо мною <…> двулико: низшее “я" обнажено до самых гнусных корней своих; высшее “Я" помимо всего свершает некий акт в некоем символическом действии» (9; 410).

Символическим актом раскола собственного «я» надвое стало для Белого следующее происшествие: «<…> на лекции доктора мне в руки свалился эпилептик, которого вынес я и которого приводил в сознание»27. Это был незнакомый Белому «толстый, плотный мужчина», но писатель увидел в упавшем больном себя, собственную болезнь и, по-видимому, собственное моральное падение. К осмыслению этого эпизода как события мистического и пророческого Белый возвращался неоднократно: «<…> передо мною лежал не припадочный, а я сам — мой двойник, мое низшее “я"» (6; 367); «<…> эпилептик, павший мне в руки, казался мне павшей мне в руки судьбой моего низшего “Я", которое я должен волочить по жизни с его болезнью» (9; 436); «<…> было ясно: “эпилептик" — это тот “Я", который от принятого решения моим высшим “Я" всю последующую жизнь будет нести величайшие страдания»28.

Трудно сказать, какого рода страдания доставляло Белому его «низшее “я"» «всю последующую жизнь», но в те годы, о которых идет речь в «Материале», «болезнью» «низшего “я"» была неукротимая, «низменная» чувственность: «образ женщины как таковой стал преследовать мое воображение» (6; 380); «меня стали посещать эротические кошмары <…> сладострастие во мне разыгрывалось до крайности» (8; 427) и т. п.

Крайней формой «разыгравшегося сладострастия» — и наиболее мучительной для высоко-морального «духовного “Я"» Белого — стало его инцестуальное влечение к Наташе Тургеневой, родной сестре Аси, также проживавшей в Дорнахе: «<…> совершенно обезумев, я стал серьезно мечтать об обладании Наташей и стремился в моем грешном чувстве признаться Асе <…> ведь я любил ее всею глубиною своей души; и признавался себе, что страсть к Наташе, принимающая формы совершенно чудовищного чувственного влечения, есть злая болезнь; и тем не менее я чувствовал, — болезнь слишком запущена <…> эта болезнь <…> приняла столь серьезные формы, что я стал порою воображать, будто Наташа — суккуб, посещающий меня; и тем не менее я влекся к Наташе <…> ночью она появлялась около моего изголовья, как суккуб; и звала меня на жуткие, страшные шабаши …» (8; 427).

Анализ богатейшей палитры эротического марева Белого не входит в задачу настоящего исследования. Важно лишь подчеркнуть, что писатель видел в своих эротических кошмарах и «явях» эманацию «собственных переживаний» — «переживаний низшего “я"» (8; 445).

Важно, на наш взгляд, и то, что сам Белый считал свое «низшее “я"» источником как собственных несчастий, так и страданий Аси: «<…> медитации довели меня до экстазов, восторгов и таких странных состояний сознания, что внутри их мне открывались пути посвящения, а когда я выходил из них, то эти состояния стояли предо мной как состояния болезненные; и я был обречен на все ту же чувственность; кроме того: именно эти экстазы “посвящения" отдалили от меня Асю (она испугалась их); а между тем, они были порождением ее поступка со мною (отказа быть моей женой); и стало быть в антропософии я стал терять Асю, самое дорогое мне в мире существо <…>» (6; 380–381); «Перед самым Рождеством <…> опять низменная чувственность мучит меня <…> мне душно и тяжко; Ася мне говорит: “Боря, — ты меня измучил; успокойся, смирись…"» (6; 363).

Косвенным свидетельством травмированности Аси может служить и ее письмо Кусикову, датированное весной–летом 1922 г.: «Ты спрашивал, люблю ли я Анд<рея> Б<елого>. Как ребенка, который потерялся и плачет, — душа разрывается от жалости. И то, что мы с ним столько прекрасного вместе прожили. И то, что он не выдержал и отшатнулся — если не в основном, то все же в очень большой доле своей души, — этого я не могла ему простить. Но я сама поставила его в такие трудные условия. Ломаясь, он и меня надломил. Малейшее мужское в нем ко мне во мне вызывает негодование, чтобы не сказать больше. Жить — не с ним — а просто рядом с ним — было бы для меня немыслимо»29.

Получается, что функция «низшего “я"» в дорнахской жизни Белого вполне сопоставима с функцией злодея Мандро в романе «Москва». Там жертвой злодея и «эротомана» Мандро тоже становятся два героя сразу: и Коробкин (высшее «я» Белого), которого Мандро пытал, и списанная с Аси Лизаша: ее Мандро изнасиловал. Если вспомнить, в каких выражениях в «интимной исповеди» Белый осмысляет свою раздвоенность («так завелись две жизни в одной жизни, две биографии в одной»), то объективация сложного клубка собственных противоречивых переживаний в образах и биографиях двух героев-антагонистов покажется приемом не только вероятным, но и просто закономерным. Более того, в послесловии к «Материалу» Белый недвусмысленно объяснил, с какой целью записывал он поток столь интимных переживаний — «чтобы при случае дать на основании его художественное произведение (роман-автобиографию)» (6; 340). Думается, что таким психологическим романом-автобиографией и стала «Москва».

5. «Меня обвиняют — в чем же?»

В отличие от Мандро, изнасиловавшего Лизашу, Белый, естественно, ни собственную жену, ни кого бы то ни было другого «на физическом плане» не насиловал (как, впрочем, не испытывал он и тех пыток, которые уготовил в романе своему духовному alter ego Коробкину). Однако важно, что именно это преступление — изнасилование — находилось, можно сказать, в круге мыслей Белого, причем, именно в тот период, когда по вине Аси он «стал “аскетом" вопреки убеждению».

Тема изнасилования обозначилась в «Материале» в контексте рассказов Белого о его непреодолимой страсти к Наташе Тургеневой. При этом очевидно, что «доступная» Наташа была для него эротическим заместителем «недоступной», отказавшей в супружеской близости жены. Невозможность справиться с аморальным инцестуальным влечением Белый объяснял не только собственной слабостью, но и провокацией самого «смутного объекта желания»: «Наташа буквально нападала на меня в те дни со своим очень низменным кокетством, умело, рассчитанно растравляющим мою чувственность, которая под влиянием этого нападения вдруг снова вспыхнула во мне; я боролся с нею, как мог, а она точно нарочно: появлялась у нас каждый вечер и отчаянно кокетничала со мной» (8; 414).

Атаки Наташи, трудно сказать, реальные или привидевшиеся воображению Белого, стали преследующим его кошмаром: «<…> я без видимой причины опять заболел приступами 1) страха, 2) бунта, 3) диких фантазий, 4) почти галлюцинаций среди бела дня <…> Началось это с взрыва вызывающих жестов без слов Наташи, поведшей просто атаку на меня весьма грубым и, как мне казалось, ужасно циничным кокетством, бередящим чувственность; все усилия мои не поддаться на ее приглашения отнестись к ней, как… к… проститутке, в моем воображении разбивались ею; она умела атаковать меня, не стесняясь присутствием Аси, точно нарочно не видящей ее поведения; впрочем и то сказать: поведение Наташи в ее откровенных жестах было всегда задрапировано <…> чуть насмешкой и грубоватым “со своими не церемонятся"; но это было утонченной провокацией меня, ибо этим “не церемонятся" она знала, что безнаказанно бередит мои больные, ею же полтора года растравляемые раны <…> Кроме того: Наташа избегала разговора со мной вдвоем, мне бросая одновременно намеки, что разговор будет после того как… это случится…» (9; 418–419).

Примечательно, что «это» с Наташей виделось Белому именно в форме изнасилования: «<…> мне стало казаться, что она подстрекает меня к тому, чтобы я ее… взял, как мужчина; взял насильно! И даже подтрунивала: над моей трусостью… ее взять!» (9; 419).

Подобные мысли, явно идущие вразрез со всеми установками «Духовного “я"» Белого, но, по-видимому, отвечающие влечениям его «низшего “я"», автор «Материала» определяет как «навязчивые». Не исключено, что с чем-то подобным были связаны и упоминающиеся Белым «приступы диких фантазий» (9; 418), и «жуткие, страшные шабаши» (8; 427), на которые в эротических снах его зазывала «Наташа-суккуб»: «Эта навязчивая идея укреплялась наваждением ночи; я знал уже, сидя с Наташей и Асей вечером, у нас, если Наташа такая, какой она иногда умеет быть, жди ночью ее как бы прихода вне тела, когда она, в моей ночной бессоннице делалась нападающим на меня суккубом; и в этих прилетах ее на помеле было что-то столь ужасное, демонское, — что я, хотя и был пассивной стороной этих нападений, я тем не менее чувствовал на душе какой-то тяжкий грех» (9; 419).

Сопротивление «греху» было ослаблено еще и тем, что к «преступной» связи с Наташей Белого подстрекают и сложившиеся обстоятельства, и окружающие его люди (в частности — Ася). Так, по крайней мере, казалось ему самому: «Я рванулся к Асе <…> она отказывалась принимать меры к изоляции нас друг от друга. Я без слов обращался к доктору; но доктор, как нарочно, делал вид, что это его не касается. Я бросился к Трапезникову и получил ответ: “Да глядите проще на вещи!" Я знал, что Поццо — не муж Наташи; мы с Асей давно не были мужем и женой. И в моем полубреду вспыхнула ассоциация: “Все сделано так, что Наташа и я, — суждены друг другу; это — карма; бороться тут нельзя"» (9; 419).

Трудно сказать, насколько «преступные» помыслы «низшего “я"» Белого были реализованы. Но и ментального плана хватило для того, чтобы ввести писателя в состояние панического ужаса. Белый всерьез испугался, что его могут заподозрить в совершении развратных действий и более того — именно в том самом преступлении, которое он, спустя годы, заставил совершить героя романа Мандро — в изнасиловании.

Итак, толчок к развитию «темы» был дан Наташей, поведение которой Белый интерпретировал как «приглашение отнестись к ней, как… к… проститутке» и «взять ее насильно». Но затем этот кошмар, уже вне прямой связи с Наташей, стал разрастаться, как снежный ком, обретая все большее сходство с сюжетной линией Мандро в романе «Москва».

Сначала слух Белого стали терзать «странные звуки; голоса <…> возня, и заглушенные женские стоны», раздававшиеся ночами «прямо под полом из пустой комнаты» на первом этаже дома, где у швейцарки Томан они с Асей снимали квартиру: «<…> мне казалось — кто-то насиловал женщину; возня длилась часами, сквозь нее раздавались явные стоны женского существа; какую-то женщину часами мучили <…>» (9; 422).

Потом место изнасилованной женщины в сознании Белого заняла встреченная им при входе в дом бледная, болезненная девочка: «Однажды ночью, когда обычные стоны и вздохи, соединенные с возней под моей головой, были особенно настойчивы, — ужасная мысль резнула меня: “неужели эта девочка, и Томан, как будто ее взявшая в дом, приход неизвестного ночью…" — словом: ужасное, гадкое подозрение мелькнуло в голове, что Томан продает девочку какой-то гадкой скотине» (9; 422).

Масла в огонь добавила появившаяся в базельской газете заметка о том, что «в окрестностях Дорнаха совершено преступление; найден труп изнасилованной девочки; полиция разыскивает негодяя». Тогда Белого обуяла уже настоящая мания преследования: «<…> все это молниеносно сложилось в химеру: ищут убийцу-насильника, скрывшего следы преступления, о котором я и не подозревал <…> я оказался в числе подозреваемых <…>» (9; 423).

Белый чувствовал укор себе в жестах знакомых антропософов, осуждение во взглядах на прогулке местных жительниц и угрозу — в шепоте местных обывателей. Перебирая возможные варианты столь лютой ненависти к нему, Белый решает, что наиболее вероятно — именно обвинение в изнасиловании: «Стало быть: меня обвиняют — в чем же? В убийстве, — что ли? В изнасиловании, — что ли? <…> хотелось плакать: “За что?"» (8; 465–466).

Судя по автобиографической повести «Записки чудака», подобные страхи терзали Белого не только в Дорнахе, но и после его возвращения в 1916 г. в Россию: «На протяжении месяцев, просыпаясь в постели в Москве <…> — думал о Дорнахе, Франции, Англии, Швеции; думал о консульстве в Берне, где я отдавал отчет о себе, заполнял все листы <…>; просыпаясь в уютной постели в Москве, быстро вскакивал я, и, бросая вопросы в московские стены, дрожал от испуга: — <…> Да, да: не преступник ли ты? — Не насильник ли ты? <…>»30.

Опять-таки трудно сказать, как долго Белый «дрожал от испуга», боясь быть уличенным в преступлении, которого не совершал, но обвинения в котором так боялся. Вероятно, причина страха — в неконтролируемых «диких фантазиях» «низшего “я"» Белого, порожденных отказом Аси быть ему женой. Вероятно, именно «низшее “я"» он считал причастным — пусть не на физическом плане, а лишь в помыслах — к этому страшному преступлению, а потому стыдился и переживал. Нам кажется, что лекарством от этой напасти стала для писателя его творческая деятельность — роман «Москва». Подобно тому, как он объективировал в образе страдающего Коробкина собственную душевную боль, вызванную утратой нежно любимой Аси, в образе Мандро-насильника он вытеснил «темноты и скверны» своего «низшего “я"», той же Асей, в конечном счете, и порожденные.

И, в заключение, еще один небольшой автобиографический штрих в характеристике Мандро. В финале произведения Коробкин сознательно примиряется со своим мучителем. Более того, он специально приводит Мандро к Лизаше, чтобы былые нежные отношения отца и дочери тоже восстановились. При встрече обнаруживается, что насильник и его жертва, несмотря на пережитые испытания и на годы разлуки, по-прежнему любят друг друга: «Сердце тонет в восторге при виде его <…>» — так, с помощью аллюзии на романс М. И. Глинки «Как сладко с тобою мне быть» (слова П. П. Рындина), описываются всколыхнувшиеся чувства героини к своему обидчику (М: 730). Мандро во встречном порыве любви будто подхватывает музыкальную тему, зазвучавшую в душе дочери:

«— Я… я… теперь только понял, Лизаша… <…> понял… —
          — “сладко с тобою мне быть", — домолчал!
И хватался за сердце в восторге больном и слезливом, его обуявшем» (Там же).

Романс Глинки был одним из наиболее любимых и часто цитируемых Белым. Более того, писатель считал его лейтмотивом ранних, еще гармоничных отношений с Асей: «Весна: мы ходили гулять вместе с Асей <…> весна беспрепятственно отправляла весенние радости; и — я отдался весне <…> подымался старинный любимый мотив:

    Сияй же, указывай путь,
    Веди к недоступному счастью
    Того, кто надежды не знал:
    И сердце утонет в восторге —
    При виде тебя».

Так в «берлинской редакции» мемуаров «Начало века»31 Белый «озвучивал» тот начальный период их с Асей любви, когда чувства были чисты, возвышенны и взаимны.

В книге «Между двух революций» Белый описал исполнение этого романса Асиной теткой — знаменитой певицей М. А. Олениной д’Альгейм: «<…> помню, она, в белом платье, с приколотой розой к открытой груди, с невероятною силою пела:

    Сияй же, указывай путь,
    Веди к недоступному счастью
    Того, кто надежды не знал» (МДР: 327).

Белый опять-таки подчеркивал, что исполнение любимого романса было воспринято им как символический жест, как подарок, адресованный именно им с Асей, тогда еще влюбленным друг в друга: «Программу концерта, наверно, продумал д’Альгейм; и, наверно, продумал ее для меня и для Аси; он таки постоянно устраивал своим близким знакомым сюрпризы; и включал в программу жены те романсы, которые, по его представлению, должны были соответствовать душевному состоянью друзей» (МДР: 327).

Думается, что включение романса-символа в сцену последнего, примирительного объяснения Мандро с Лизашей отнюдь не случайно. Быть может, Белый так же хотел примириться и объясниться с Асей? И тайно мечтал о воскрешении и возвращении милого прошлого? Пусть не в жизни, хотя бы только в романе…


1 Московский чудак. М., 1926; Москва под ударом. М., 1926; Маски. М., 1932. Назад

2 См. предваряющую роман «Маски» заметку Белого «Вместо предисловия» (Белый Андрей. Москва. М., 1989. С. 760). Назад

3 См. статью Белого «О себе как писателе» (1933). Воспроизведена в кн.: Бугаева К. Н. Воспоминания о Белом / Edited, annotated and with the introduction by J. Malmstad. Berkely, 1981. P. 326. Назад

4 Автобиографический «уклон» образа Коробкина отчетливо ощущался людьми из ближайшего окружения писателя, в частности, его второй женой К. Н. Бугаевой: «Глубокая любовь, уважение и нежность к отцу переплетаются здесь с прямыми высказываниями себя и о себе. <…> профессор Коробкин — это Б. Н. в двух последних десятилетиях его жизни. Внешний облик, манеры, характер, профессия — взяты им у отца <…> Но внутренний мир — переживания, мысли, отношение к людям, к науке, к природе — это порой почти дневниковые записи» (Бугаева К. Н. Воспоминания об Андрее Белом / Публ., предисл. и коммент. Дж. Малмстада. СПб., 2001. С. 152–153). Назад

5 Автобиографический очерк Белого «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития» (1928) изначально не предполагался к публикации при жизни, распространялся в списках и «перепечатках» среди ближайших друзей, и, следовательно, «признание» могло быть известно лишь узкому кругу лиц. Назад

6 Здесь и далее выделено Белым. Назад

7 См. современное издание в кн.: Белый Андрей. Символизм как миропонимание / Сост., вступит. ст. и прим. Л. А. Сугай. М., 1994. С. 486. Назад

8 Там же. С. 487. Назад

9 Подробно об этом периоде в жизни и творчестве Белого см.: Beyer Thomas R. Andrej Belyj: The Berlin Years 1921–1923 // Zeitschrift für Slavische Philologie. Bd. 50. H. 1. S. 90–142. Назад

10 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / Публ., вступит. ст. и коммент. А. В. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб., 1998. С. 234. Назад

11 Письмо от 27 февраля 1922 г. Цитируется по рукописной копии, сделанной К. Н. Бугаевой и находящейся в «Мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате» (отдел Гос. Музея А. С. Пушкина). Автограф пропал в период, когда С. Г. Каплун находилась в заключении в сталинских концлагерях. Назад

12 Белый Андрей. Почему я стал символистом. С. 486. Назад

13 Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911–1928) / Подгот. текста, послесл. и прим. Ж. Нива. Париж, 1991. С. 121. Назад

14 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 499 (Письмо от 1–3 марта 1927 г.). Назад

15 Белый Андрей. После разлуки. Берлинский песенник. Пб.; Берлин, 1922. Назад

16 Цветаева Марина. Пленный дух // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступит. ст. В. М. Пискунова. М., 1995. С. 267. Назад

17 Белый Андрей. Между двух революций / Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1990. С. 323. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с обозначением «МДР» и указанием страницы. Назад

18 Белый Андрей. Начало века / Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1990. С. 437. Назад

19 Белый Андрей. Москва: Московский чудак; Москва под ударом; Маски. М., 1989. С. 68. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с обозначением «М» и указанием страницы. Назад

20 Белый Андрей. Материал к биографии (интимный) / Публ. Дж. Мальмстада // Минувшее: Историч. альм. М., 1992. Вып. 8. С. 430. Назад

21 Приведенными примерами сходство Лизаши с Асей не исчерпывается. О других «сближениях» см. в нашей статье «“…будто мы в юном детстве дружили": интимная биография Андрея Белого и ее отражение в романе “Москва"» (Солнечное сплетение. В печати). Назад

22 «Он же ведь… Эротоман!» (М: 181). Назад

23 С Р. Штейнером Белый и Ася познакомились в мае 1912 г.; в 1913 г. ими было принято решение окончательно связать свою судьбу с антропософией. Назад

24 Лавров А. В. Рукописный архив Андрея Белого в Пушкинском Доме // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980. С. 55. Назад

25 Там же. С. 59. Документ полностью приводится А. В. Лавровым в составе обзора рукописного архива Андрея Белого в Пушкинском Доме. Им же даны условное название документа («интимная исповедь») и примерная датировка (1921–1922 гг.). В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с обозначением «Исп» и указанием страницы. Назад

26 Белый Андрей. Материал к биографии (интимный) / Публ. Дж. Мальмстада // Минувшее: Историч. альм. М., 1992. Вып. 6. С. 337–415; М., 1992. Вып. 8. С. 409–471; М., 1992. Вып. 9. С. 409–449. В дальнейшем ссылки даются в тексте с указанием номера выпуска и страницы. Как отмечает публикатор, основная часть записей была сделана в 1923 г., хотя «Белый продолжал записи в 1924 г. и время от времени возвращался к ним до 1928 г., когда он их оставил окончательно, не доведя их до 1916 г.» (6; 341). Назад

27 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 500 (Письмо от 1–3 марта 1927 г.). Назад

28 Там же. Назад

29 Приведено в примечании № 21 к письму Белого от 11 марта 1922 г. См.: Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. С. 243–244. Назад

30 Белый Андрей. Записки чудака // Белый Андрей. Собр. соч.: Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака / Под общей ред. В. М. Пискунова. М., 1997. С. 487. Назад

31 Цитируется по машинописной копии, хранящейся в «Мемориальной квартире Андрея Белого». Л. 323. Назад


(*) Блоковский сборник XVI: Александр Блок и русская литература первой половины ХХ века. Тарту, 2003. С. 102–125. Назад


© М. Спивак, 2003.
Дата публикации на Ruthenia 7.09.2003.
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна